В БИБЛИОТЕКЕ КИЗИЛЮРТОВСКОГО РАЙОНА ОРГАНИЗОВАЛИ ВСТРЕЧУ С УЧАСТНИКАМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

27 апреля в читальном зале Кизилюртовской районной централизованной библиотеки прошла встреча с участниками ликвидации последствий чернобыльской трагедии.

Мероприятие было приурочено к Международному дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

На мероприятие были приглашены заместитель главы Кизилюртовского района Ибрагим Муталибов, начальник отдела культуры, физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики администрации района Магомедгаджи Кадиев, директор городского Социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних, руководитель движения «Матери России» в Кизилюртовском районе, представитель фонда «Чистое сердце» Светлана Алибекова, участники и вдовы чернобыльских событий, школьники и другие.

Ведущая Гульнара Асадулаева открыла мероприятие и передала слово Ибрагиму Муталибову.
Заместитель главы Кизилюртовского района выразил благодарность и признательность всем участникам ликвидации аварии. «Желаю вам и вашим семьям крепкого здоровья, мира, добра и благополучия! Низкий поклон за ваш подвиг!», — подчеркнул он.

Искренние слова благодарности всем ликвидаторам за их мужество, героизм и самопожертвование выразила и Светлана Алибекова.

Ученики 9 «в» класса Комсомольской школы выступили с литературной программой. Они напомнили хронику событий 1986 года, выразили недетскую осознанность боли, нанесенной страшной трагедией. Продекламировали стихи, посвященные чернобыльским событиям.
Еще одна запомнившаяся деталь – стенгазета, выполненная руками школьников, с фотофактами страшных событий, обожжённая по краям, как символ искалеченной судьбы целого поколения.
А ведь искалечено не одно поколение. Последствия действия радиации может вызвать не только соматические проявления в виде лучевой болезни, локальных поражений, опухолей, рака, лейкозов, но и мутации на уровне генов и хромосомные абберации, а это, в свою очередь, влияет на наследственный фактор.

В дань глубокого уважения к ликвидаторам аварии им вручили Благодарственные письма за мужество и самопожертвенность с пожеланием крепкого здоровья и мирного неба над головой. А вдовам участников ликвидации чернобыльской трагедии от администрации Кизилюртовского района оказали разовую финансовую помощь. Фонд «Чистое сердце» подготовил женщинам продуктовые пакеты.

В кулуарах этого события, вызывающего двоякое ощущение перемежения боли с гордостью за стойкость и мужество, удалось переговорить с самими участниками ликвидации чернобыльской аварии в неформальной обстановке.

В 1986 году Гаджислам Сайпуллаев в рядах призывников пошел служить Родине. Попал в воинскую часть № 3031 внутренних войск, участвовавшую в ликвидации последствий катастрофы. Она занималась патрулированием и охраной объектов в радиусе 30 – ти километров зоны отчуждения от 4-го реактора. 9-я рота второго батальона дислоцировалась в 20 — ти километрах от самой атомной электростанции в селении рядом с городом Припять. «Был случай во время русской пасхи. Местные жители хотели пройти к могилам своих родных в зараженный радиус. Мы согласовали с командиром войсковой части и только потом открыли для них коридор на два часа», — вспомнил вдруг Гаджислам. После службы Сайпулаев долго восстанавливал свое здоровье, очищал организм от накопленных радиационных осадков.

Зелумхану Гаджимурадову, отцу двоих детей, в 1987 году было чуть больше 30 лет. Работал инженером на заводе «Дагэлектроавтомат», был секретарем парторганизации. Вечером после работы собрали работников завода и объявили, что забирают их на ликвидацию последствий ЧС. Зелумхан Зульфукарович не сомневался, он в рядах первых, как ярый приверженец коммунистической идеологии и патриот, поедет служить стране.

«Мы приехали в Майкоп. Там я поломал ногу (смеется). Чуть подлечили и переправили в Гомельскую область Белоруссии. По распределению я попал в роту разведки. Так я стал дозиметристом», — отметил Зелумхан.

Каждый день в составе роты Гаджимурадов преодолевал расстояние в 85 километров. «На грузовиках ездили по 5 – 6 часов. Когда подъезжали к 30 — ти километровой зоне отчуждения, мы пересаживались с «чистой» на зараженную машину. Нам выдавали общевойсковой защитный комплекс и бесклапанные респираторы типа «Лепесток». Мы занимались дезактивацией административно – бытовых корпусов, промывали специальным раствором цеха, очищали крыши от снега, пока он не растаял, вывозили его на могильники», — рассказал участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Для отдыха солдаты обустроили помещение административно – бытового корпуса. Оконные проемы забили 10 — миллиметровыми свинцовыми листами. У входа стояли дезинфекционные маты. Такие меры обеспечивали 99 процентов защиты от радиации.

«А когда я набрал 15 рентген излучения, меня отправили дежурным по столовой, из которой я на станцию возил обед. На первую атомную станцию имени Ленина. Там были главное управление и столовая»,- сообщил он.

Вдова погибшего Кабират Ибрагимова немногословна, лишь напомнила, что ее муж Абдула работал строителем в РСУ, когда его отправили в Чернобыль. Дома, в селении Комсомольское, у него осталась дочь. Хоть он и вернулся спустя 3,5 месяца, но до конца жизни лечился от разных недугов. Больше детей у них не было.

Алидибир Тезиев учился в сельскохозяйственном среднем профессионально-техническом училище Ставропольского края в селении Первомайское Малокарачаевского района. В год, когда он закончил учебу, его призвали в армию. 13 марта 1989 года Алидибиру исполнилось 18 лет, а 15 мая он попал в Чернобыль. Он патрулировал и охранял объекты в зоне отчуждения.
Из рассказа Алидибирова: «14 октября нас перевели в город Львов. В наше дежурство нас проверять пришел генерал – лейтенант начальник внутренних войск Украины и Молдавии и спросил, как вы собираетесь задержать меня со штык — ножом. И мы его отправили в кому на неделю (улыбается). 4-й блок — закрытый объект. Если бы мы его пропустили, нас бы отдали под трибунал. Он после этого нас поощрил».
Абдулгамид Исрапов , молодой специалист, закончивший Ростовский железнодорожный техникум, 17 августа был командирован в Чернобыль.

До 17 октября он в качестве бригадира текущего ремонта железнодорожного полотна менял ветку на территории нынешнего города Славутич. Вспомнил жуткое ощущение забвения — брошенные дома, села, неубранные хлеба.

Чернобыльцы также сказали о своей проблеме, вернее, просьбе. На территории нынешнего парка афганцев в городе Кизилюрте стоял раньше монумент в память об умерших участниках ликвидации последствий атомной катастрофы и погибших солдат на войне в Афганистане.

Памятник солдатам афганских событий реконструировали, а вот обещанная стела чернобыльцам все еще «висит» в проекте. Инвалиды и ветераны «Союза Чернобыль» города Кизилюрта и Кизилюртовского района попросили содействия в решении затянувшегося вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.