В селении Зубутли-Миатли открылся музей старины в память о малой родине

В селении Зубутли-Миатли открылся музей старины в память о малой родине
К 50 – летию со дня переселения жителей села после трагических майских событий 1970 года(землетрясения) при администрации муниципального образования «сельсовет Зубутли — Миатлинский»открылся музей.
Со склона горы Хадум открывается невообразимой красоты вид на Сулакский каньон и сам Сулак. Где — то далеко внизу на той стороне реки, блестят серебром новенькие крыши домов. Это спустя почти 50 лет потомки вновь возрождают давно разрушенный аул Зубутли.
Параллельно свои традиции восстанавливают и бережно оберегают переселенцы тех мест уже на территории Кизилюртовского района.
Так, по инициативе директора культурно – досугового центра сельского поселения Зубутли – Миатли Хадижат Магомедовой, при поддержке главы села Абдулазиза Султанова, организован местный дом – музей.
Экспонаты собирали всем селом. Люди сами дарили частичку своей семейной реликвии, свое сокровенное и родное на всеобщее благо.
Музей хоть и маленький, но очень богатый. В углу стоит люлька 80 – го года, внизу список всех тех, кто вырос в ней. А сбоку соплеменница– предок, которой исполнилось более 80 – ти лет. Ее подарила музею Патимат Мусаева, которая перевезла люльку из старого разрушенного аула и уберегла по сегодняшний день. Они в разной степенипотрепанные и в то же время холенные, чистенькие, как символ преемственности поколений, стоят и голосом из прошлого напоминают о нерушимой силе духа, единстве, героизме и мужественности. Дети, убаюканные ими, давно взрослые, а кого – то из них уже нет в живых, но они памятники, след их жизни – целое поколение.
Громоздкийпедагогический стол советского времени, а рядом в чемоданчике — белый, пуховой, ажурный платок, до сих пор сохранивший тепло своей хозяйки — учительницы русского языка. Он не выглядит как предмет, залежавшийся и неиспользуемый, и складывается такое впечатление, что его хозяйка только пришла с уроков, сложила его в сторонку, и занялась домашними хлопотами, хотя Валентина Сергеевна давно умерла. Она проработала в селе всю свою жизнь. Приехала сюда молодой, в 70 – х годах. И вот 6лет как ее больше нет.
А на столе под платком ручной работы — швейная машинка Зингер. Ей сто лет. Она из поколения в поколение, от бабушки Патимат переходила в семье Хадижат. Рядом — шкатулка ручной работы и конвертик для швейных принадлежностей, куклы, наряженные в национальные костюмы.
Уголок невесты. Тут и белые туфли, и чемодан, набитый приданным – платки и ткани. Рядом сундуки и кинжал, джурабы.
Иманали Иманалиев принес рубанки «сургу» трех видов для строгания дерева, доставшиеся ему от своего тестя.
А рядом — деревянный бочонок «сахI». Утварь изготавливалась из узких, длинных, тщательно выструганных дощечек – склепок, которые плотно пригонялись друг к другу, облегая круглое дно, и стягивались сверху и снизу металлическими обручами. Их делали определенного размера и стандартной формы, использовались как мерная емкость.
Директор центра может назвать поименно каждого, кто подарил музею экспонаты. Медные подносы «тепси» и здесь же деревянные ступки и ложки разной величины и формы. С более глубоко выдолбленным ковшиком — «гъуд», а с плоским – «бугьун». Медная тара с продырявленным дном, подаренная односельчанкой Умрагим, использовалась для отделения зерен от плевел. Своего рода сито для зерна.
Отдельно на пьедестале красуются кувшины для воды. Они грушевидной формы, сделаны из олова. Металл относительно легкий и коррозионностойкий, что немаловажно для постоянного контакта с водой. Есть маленьких размеров ручные с носиком «гулгун», а более большие«гIеретI» привязывались за спиной специальным узлом с помощью плетеного шнура — «къвал» или «сип». Существует поверье, что родники — «иц», куда молодые девушки ходили за водой, в то время играли роль современных социальных сетей. Именно там устраивались смотрины.
На полу выстроились в ряд жаровые утюги из чугуна. Они полые внутри, и заполнялись раскаленным углем.
Глиняная посуда и кавказский рог для вина, обрамленный медной вставкой, считавшийся символом изобилия, также, хоть и не забытый, но отголосок древней традиции.
На полу ковры ручной работы. Около входа, на стене, консоль и зеркало с двумя подсвечниками по бокам из резного дерева. Напротив фарфоровый сервис – подарок мужа Хадижат, привезенный из Смоленска.
Национальные костюмы, папахи, накидки «хъабарча» и это не весь список. В маленьком помещении собрано целое народное достояние.
Директор центра Хадижат Магомедова уже говорит о расширении музея…
Напомним, когда-то жители села Зубутли – Миатли проживали на территории Казбековского района. Жители занимались террасным земледелием, выращивали орехи, айву, разводили скот. Привычная жизнь рухнула в одночасье, причем рухнула в прямом смысле слова. 14 мая 1970 года серия мощных подземных толчков силой в 9 баллов сотрясла Дагестан. До основания были разрушены несколько десятков сел, более 250 населенных пунктов республики сильно пострадали.
Аул Зубутли находился недалеко от эпицентра стихии и был полностью разрушен. Погибли 28 зубутлинцев, они похоронены на отдельном кладбище в селе. Остальных переселили в другое место. Сегодня это село Зубутли-Миатли Кизилюртовского района. Старый аул не имеет официального статуса поселения. Но с недавних пор он стал возрождаться.
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.